Если клиент нарушает условия кредитного договора, не в срок выполняет свои обязательства и всячески игнорирует требования о немедленном погашении образовавшейся задолженности, то за дело принимаются коллекторы – специалисты, которые занимаются комплексным взысканием проблемных долгов. И так повелось, что простое упоминание о коллекторах приводит в трепет даже самых «опытных» заемщиков, которые, как огня, боятся общения с такими специалистами. Впрочем, во многом их методы работы слишком преувеличены и приукрашены, а имидж «выбивал» подкрепляется только низкой юридической грамотностью россиян.
Если говорить о легальной коллекторской деятельности (к сожалению, на рынке нередко встречаются «серые» взыскатели, которые не имеют регистрации и действуют вразрез с действующим законодательством), то она представляет из себя целый комплекс мер, направленных на погашение образовавшейся задолженности, начиная от установления контакта с клиентом или розыском залогового имущества и заканчивая судебными разбирательствами с последующим сопровождением исполнительного производства. Но все чаще даже легальные игроки рынка предпочитают более дешевый и эффективный метод взыскания долгов – моральное давление на должников, для чего используются самые абсурдные способы и методы работы. И хотя бояться коллекторов все-таки не стоит, тем более, что найти управу можно даже на самых рьяных взыскателей, не стоит допускать нарушения своих прав и действующего законодательства, тем более, что уже при первом общении такой специалист определяет, можно ли психологически надавить на должника и насколько сильный он соперник. Причем, как показывает практика, если давать своевременный отпор и активно реагировать на нарушение закона, можно добиться существенного ослабления натиска взыскателя, что поможет конструктивно решить вопрос с образовавшейся задолженностью.
Так как же правильно построить диалог с коллектором?
Во-первых, при первом обращении коллектор должен четко назвать свои личные данные, занимаемую должность и агентство, которое требует долг по банковскому договору, причем заемщику не лишним будет записать эту информацию, что во многом облегчит дальнейшее общение.
Во-вторых, не стоит поддаваться на провокации, «просить о пощаде» или срываться на крик. Для начала стоит потребовать копию документа, который удостоверяет переход права требования именно той компании, от имени которой выступает коллектор. Если после убедительных просьб реакции так и не последовало, заемщик может с чистой совестью игнорировать подобное общение или даже написать заявление в полицию, мотивируя это тем, что мошенники вымогают с него деньги, не имея на это законных оснований.
Привлекать правоохранителей стоит и в том случае, если коллекторы всячески преступают закон: опускаются до угроз физической расправы, вмешиваются в личную жизнь или даже портят коммунальную или личную собственность (например, не так давно сотрудники одного коллекторского агентства писали нелицеприятные надписи на стенах подъездов должников, что получило большой резонанс в обществе). А чтобы иметь доказательства противоправных действий взыскателей, не лишним будет фиксировать все смс-сообщения и записывать на диктофон разговоры с такими специалистами.
К сожалению, привлечь коллекторов к ответственности остается по-прежнему очень сложно, за исключением вопиющих случаев нарушения действующего законодательства (в частности, не так давно в Перми был смертельно избит друг должника, к которому оказались причастны сотрудники коллекторского агентства, практикующие такие способы взыскания кредитов). Но даже одно заявление в полицию может возыметь большой эффект, так как вряд ли кто-то из коллекторов захочет работать со слишком «проблемным» клиентом, который знает закон и может защитить свои права.