Кредитная карта: «подводные камни» ее погашения

Кредитная карта - это самый популярный банковский продукт, который на протяжении последних нескольких лет пользуется неизменным спросом у потребителей. Но в этом нет ничего удивительного: процедура ее оформления максимально упрощена, для ее получения не нужно предоставлять большой пакет документов, а за счет удобного механизма использования заемных средств (кредит представлен в виде возобновляемой линии, которой можно пользоваться длительное время, соблюдая условия погашения долга), многие потребители охотно пользуются «кредитками» для оплаты покупок или снятия средств, что свидетельствует о многоцелевом назначении такого банковского продукта. Но все чаще заемщики сталкиваются с проблемами при погашении кредитных карт, из-за чего они нарушают сроки выплат или не могут расплатиться с долгами, что оборачивается для них испорченной кредитной историей и судебными тяжбами.

Льготный период. Главное преимущество кредитных карт – это возможность пользоваться особым периодом их погашения, в рамках которого ставка за использование средств составляет 0% годовых. И действительно, возмещая банку всю использованную сумму в обозначенный условиями программы льготный период, можно существенно сэкономить, пользуясь таким кредитом, так как в этом случае можно даже пользоваться картой практически бесплатно, а это очень выгодно с учетом высокой стоимости заемных средств, которые выдаются по условиям необеспеченных программ, не предусматривающих ни залога, ни поручителей. Но льготный период – это не всегда удобно, как это пытаются преподнести сотрудники банков. Во-первых, заемщики часто путаются в сроках, что особенно актуально для тех, кто совершает не одну или две операции, а постоянно пользуется своей «кредиткой», поэтому всегда есть риск допустить просрочку и нарушить сроки выплат, предусмотренные кредитным договором. Во-вторых, в большинстве случаев льготный период погашения распространяется только на определенные виды операций (например, на безналичную оплату покупок в торговых точках), а по всем другим транзакциям проценты начисляются по стандартной схеме, что может стать неприятным сюрпризом для владельца кредитной карты.

Платные услуги. В связи с сокращением объемов потребительского кредитования, банки вынуждены искать альтернативные способы получения доходов, что выливается в дополнительные (как правило, обязательные) платные услуги для пользователей кредитных карт. Так, не все знают о том, что комиссия за использование интернет-банкинга может взиматься даже в том случае, если заемщик не пользуется своей «кредиткой» и хранит ее на случай непредвиденных расходов, а если с карты списываются какие-то обязательные платежи (например, страховой взнос по договору о личном страховании), то это будет продолжаться до того момента, пока не будет закрыт кредитный договор.

Операции за границей. Все больше нареканий касается порядка списания средств с кредитных карт по операциям, которые были осуществлены за пределами страны. Дело в том, что они списываются с карточных счетов с опозданием в несколько дней, из-за чего заемщики часто влезают в неподъемные долги, хотя изначально планировали потратить меньше средств на те или иные расходы. С другой стороны, такая задержка в списании может привести к тому, что клиент потратит даже больше средств, чем размер доступного ему кредитного лимита, а это означает дополнительные расходы, так как банк может даже начислить штраф за возникновение несанкционированного овердрафта, если это предусмотрено составленным договором.

Елена Мальцева
,
Финансовый эксперт