Банкам все сложнее продавать заемщикам кредитные карты, учитывая, что многие россияне уже прекрасно понимают, как дорого им придется заплатить за их использование. Поэтому, чтобы хоть как-то привлечь потенциальных клиентов и представить такие кредиты в более привлекательном виде, банкиры вынуждены идти на некоторые уловки, о которых стоит знать при их оформлении.
Рассказать не все – не значит обмануть
Маркетинговый прием, когда часть информации умалчивается продавцом, сегодня как никогда популярен у крупных компаний и корпораций. И коммерческие банки не стали исключением из этого правила. Здесь все очень просто: с одной стороны, сотрудник банка не нарушает закон, а, с другой стороны, в разговоре с потенциальным клиентом он подчеркивает все достоинства продукта и при этом «забывает» упомянуть о некоторых его недостатках. В случае с кредитными картами сотрудники стараются не афишировать информацию о реальном размере годовой процентной ставки, заменяя ее на ежемесячную, что не так отпугивает клиентов (3% в месяц звучит не так страшно, как 36% годовых) и штрафных санкциях, которые последуют при несвоевременном внесении очередного ежемесячного платежа. Поэтому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, не стоит слепо доверять банку в вопросах, связанных с заемными средствами, тем более что основная задача сотрудника состоит только в том, чтобы оформить кредитную карту (т.е. продать) клиенту, независимо от того, нужна она ему или нет.
Слишком дорогой бесплатный кредит
Взять деньги, но при этом ничего не заплатить банку за их использование – именно такой алгоритм кредитования представляют себе многие заемщики, когда речь заходит о беспроцентном (льготном) периоде погашения карточного кредита. Конечно, слово «бесплатно» имеет поистине магический эффект и оно, как магнит, притягивает неопытных клиентов. Хотя на практике все выглядит совершенно иначе: если льготный период и предусмотрен условиями программы, то он распространяется далеко не на все операции по карте, о чем некоторые заемщики узнают уже непосредственно при погашении долга (например, ставка 0% не действует, если оплата совершалась через Интернет или деньги снимались наличными). Поэтому стоит с большой осторожностью относиться к предложениям кредитных организаций, которые сулят только выгоду, так как на самом деле этого просто не может быть.
Кредитная карта в подарок
В некоторых случаях при оформлении депозитов клиентам выдаются бесплатные кредитные карты, которые, согласно официальной версии, являются приятным бонусом к банковскому вкладу. Причем такие «акции» рассчитаны больше на тех граждан, которые не разбираются в условиях и не могут провести четкую параллель между кредитом и депозитным счетом (как правило, на такую уловку попадаются пенсионеры и студенты, которые при других обстоятельствах не пришли бы оформлять этот кредитный продукт). И банки не ошибаются в своих расчетах: такие потребители часто несвоевременно погашают долги и выходят за рамки льготного периода, теряя свои вложенные сбережения.
Как обезопасить себя от нечестных банкиров? В целом сделать это совсем несложно: во-первых, не стоит полагаться только «на слова» кредитных сотрудников, тем более что они в первую очередь заинтересованы в выдаче кредитов, чего и будут добиваться любыми доступными им методами. А, во-вторых, перед подписанием договора необходимо внимательно изучить этот документ, причем особое внимание следует уделить полной стоимости кредита, которая, согласно вступившему в силу закону о потребкредитовании, должна указываться на первой странице кредитного договора.